Внедрение современных информационных технологий в энергетике является сейчас, безусловно, одним из ключевых факторов развития, влияющим не только на эффективность процессов учета, контроля и управления, но и на результаты основных производственных процессов.
06 опыте внедрения интеллектуальных ре-шений в энергосистемах расскажу на примере нескольких наиболее заметных ИТ-проектов, реализацией которых занимаются специалисты управления информационных технологий Омского филиала ОАО «ТГК-11».
В 2010 году в филиале реализован проект по модернизации систем телекоммуникаций и связи.
Основными задачами проекта являлись следующие:
- снижение затрат на услуги связи за счет соз¬дания собственной сети связи филиала, отказа от аренды оборудования и аутсорсинга услуг по эксплуатации и ремонту средств связи, оптимизации объема услуг операторов, предоставляющих кана¬лы связи и передачи данных между структурными подразделениями филиала;
- техническое перевооружение и модернизация оборудования связи с существенным улучшением его эксплуатационных характеристик, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
- повышение уровня информационной безопасности предприятия;
- повышение управляемости и качества услуг технологической и диспетчерской связи, удовлетворение возрастающих потребностей в информационном обмене между структурными подразделениями филиала.
Выбор основного технического решения был сделан в пользу АТС марки Рanasonic, исходя из оптимального для нас соотношения цена/качество. Основным партнером, осуществляющим поддержку при поставках и наладке оборудования, стала омская компания «Новый Телефон» - авторизованный региональный представитель ООО «Панасоник Рус», а в качестве генподрядчика для реализации проекта было привлечено одно из ДЗО ОАО «ТГК-11» - ОАО «Энергосервис».
На 8 территориально распределенных объектах филиала установлены новые АТС технологической и диспетчерской связи, заменены коммутаторы оперативной телефонной связи, сетевые маршрутизаторы, каналообразующее оборудование, мультиплексоры, серверы сетевой инфраструктуры, источники бесперебойного питания, системные телефонные аппараты и т.д.Необходимая емкость городских номеров приобретена у крупнейшего в Омске оператора фиксированной связи - ОАО «Сибирьтелеком» (сейчас - Омский филиал ОАО «Ростелеком»). Основные и резервные каналы технологической и диспетчерской связи организованы по волоконно-оптическим линиям связи, арендованным у независимых операторов.
В результате выполнения комплекса предусмотренных проектом мероприятий нам удалось решить все поставленные задачи. Ежегодные затраты филиала на услуги связи снижены втрое. В текущем году реализуется следующий этап развития построенной системы, предусматривающий расширение сети связи филиала еще на 9 объектов, повышение ее надежности, защищенности и отказоустойчивости.
В 2011 году продолжается внедрение в ОАО «ТГК-11» единой автоматизированной системы управления одним из ключевых бизнес-процессов компании - сбытом тепловой энергии.
Руководством ОАО «ТГК-11» в 2010 году было принято решение - повысить эффективность процесса продаж тепла юридическим и физическим лицам. Для выполнения поставленной задачи был объявлен конкурс на внедрение системы автоматизации сбыта тепла, победителем которого стала чебоксарская компания ООО «Интернет-Сервис» с решением на базе собственной разработки - АИС «Omni-UtilitieS»
Замена в Омском и Томском филиалах ОАО «ТГК-11» разнородных, слабоинтегрированных систем на единый полнофункциональный программный комплекс, охватывающий все сбытовые процессы от обращения потребителя за подключением к тепловым сетям до формирования консолидированной отчетности по поставкам и платежам абонентов, направлена на достижение следующих результатов:
- унификация и интеграция процессов сбытовой деятельности в филиалах и управляющем офисе ОАО «ТГК-11»:
- повышение достоверности, полноты и оперативности информации, необходимой для ведения бизнеса по сбыту тепла, расширение перечня и объемов аналитической информации, используемой для принятия управленческих решений;
- снижение потерь тепловой энергии в сетях;
- сокращение издержек на сбытовую деятельность за счет снижения трудоемкости процессов учета и управления продажами;
- повышение степени удовлетворенности потребителей за счет сокращения сроков получения информации, необходимой для эффективного взаимодействия.
С внедрением АИС "Omni-UtilitieS" работа всех задействованных в процессах сбыта тепла служб будет переведена в единое прозрачное информационное пространство, что позволит нам достигнуть цели, поставленной менеджментом компании.
Безопасность применяемого решения планируется обеспечить за счет реализации комплекса стандартных, зарекомендовавших себя мероприятий: распределение и регламентация доступа к информации и операциям; аудит; архивирование и резервирование.
В текущем году Омский филиал ОАО «ТГК-11» приступил к реализации проекта по строительству ПГУ-90 на Омской ТЭЦ-3. Проект реализуется в рамках исполнения обязательств ОАО «ТГК-11» по договору предоставления мощности на оптовый рынок. Строительство ПГУ-90 является наиболее заметным этапом в развитии омской энергетики за два минувших десятилетия, поскольку последний генерирующий энергообъект на омских ТЭЦ был введен в эксплуатацию в 1989 году.
Основные цели проекта:
- обновление основных производственных фондов Омской ТЭЦ-3;
- увеличение коэффициента использования топлива;
- увеличение выработки электрической энергии на тепловом потреблении:
- снижение себестоимости выпускаемой тепловой и электрической энергии;
- бесперебойное обеспечение населения и промышленных потребителей электрической и тепловой энергией;
Для автоматизации технологических процессов строящейся ПГУ-90 предполагается создание распределенной интегрированной автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП). которая будет являться неотъемлемой частью установки.
Перед создаваемой АСУТП поставлены следующие задачи:
- обеспечение автоматизированного эффективного управления энергоблоком во всех режимах его работы;
- защита энергоблока при угрозе аварии;
- повышение надежности и экономичности работы тепломеханического и электротехнического оборудования, сокращение затрат на его диагностику и ремонт;
- обеспечение эксплуатационного персонала достоверной, своевременной, оперативной информацией о состоянии оборудования и технических средств управления;
- обеспечение персонала ретроспективной технологической информацией, необходимой для анализа, оптимизации и планирования работы оборудования и его ремонта;
- сокращение числа аварийных ситуаций в результате ошибочных действий оперативного персонала за счет создания более комфортных условий работы;
- обеспечение передачи технологической информации в существующий информационный комплекс предприятия.
В сентябре текущего года мы рассмотрели предложения по автоматизации строящегося энергоблока от ряда ведущих российских интеграторов АСУТП, таких как ЗАО «НОВИНТЕХ», ЗАО «Интеравтоматика», ОАО «НИИТеплоприбор» и ЗАО «Е4-СибК0ТЭС». Учитывая тот факт, что все предлагаемые решения способны выполнить поставленные задачи автоматизации на достойном уровне, при выборе решения немаловажными становятся такие факторы, как:
- опыт интегратора по внедрению решений на аналогичных российских энергообъектах;
- степень удовлетворенности персонала компаний, выбравших аналогичные решения;
- доступность и уровень развития сервисных центров;
- удобство предлагаемых схем гарантийного и постгарантийного сопровождения систем;
- наличие готовых решений по сопровождению работы в условиях балансирующего рынка и участия в регулировании частоты, реализации расчетов ТЭП и оптимизации режимов работы.
Таким образом, только рассматривая в комплексе все достоинства и недостатки каждого предложения, мы сможем сделать оптимальный выбор в пользу того ИТ-решения, которое в наибольшей степени будет отвечать всем требованиям бизнеса.
Источник: Газета «Энергия Сибири» №9 от 16 ноября 2011г.